Фёдор Конюхов - российский путешественник, писатель, художник и священник Украинской православной церкви (Московского патриархата). И у него получается не только покорять полюса и ставить рекорды, но и очень красочно и метко говорить обо всём на свете: о России, об успехе, о смысле жизни. Предлагаю Вам выборку его семи цитат, которые я посчитал наиболее интересными и достойными внимания.
О России: Ой, это блажь такая была, прости Господи! Сегодня мне становится страшно, что, не дай Бог, снесут на погост на чужбине. Ни на какие царства я не променяю Россию. Да и что я забыл в этой Америке или Новой Зеландии? В своих странствиях я понял: покидать Россию навек можно только в одном случае - если у тебя земля горит под ногами. Лет 20 назад, может, для кого-то так и было. А сейчас она у нас не горит - наоборот, на ней пахать надо.
О смысле жизни: Мне говорят: ты, Фёдор, любимчик судьбы, рисковый, но удачный - рок просто промахивается, когда в очередной раз хочет смести тебя лавиной или столкнуть в пропасть. Но я считаю, что не в судьбе тут дело. Бог дал мне прожить уже столько лет, дал любимую жену, семью, дом, детей и внуков. Может быть, я путешествую, чтобы всё время возвращаться к ним, моим близким?..
О важном: Я осуществил то, что не удавалось ни одному путешественнику за всю историю России. Это не обещания и планы, а реальные рекорды. Если это авантюра в плохом смысле, что тогда считать настоящим подвигом?
Об успехе: В 1992-м во время восхождения на Эверест вместе с альпинистом Женей Виноградским я эту смерть прочувствовал собственной спиной. Однажды мы обнаружили, что палатки сорвал ветер. Ставить новые уже не могли. Что делать - спускаться? Но тут поблизости я увидел чью-то палатку, чудом уцелевшую во время бури. Мы залезли в неё и вскоре поняли причину «чуда». Оказалось, палатка принадлежала испанскому альпинисту. Он умер, а тело своей тяжестью удерживало палатку на склоне. Мы провели там несколько часов - облокотились на труп и вспоминали всю свою жизнь, а когда наваливалось забытьё - толкали друг друга: не спи, не проснёшься!.. Так и дошли - с победой.
О вере: Бессмысленный риск экстремального спорта - грех, потому что нельзя подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия. Это сродни самоубийству. Но таких людей у нас тысячи - кто их остановит? Если кто-то из них решит пойти на верную смерть, думая, что ему всё нипочём, я должен отговорить его. Моё дело - заступничество за таких экстремалов перед Богом. Если я помогу спастись хотя бы кому-то - значит, не зря служу Церкви. Я хочу, чтобы они по-настоящему задумались: зачем идут в горы или переплывают океан? Ради чего рискуют? И помочь им найти ответ.
О цели: Японский путешественник-одиночка Наоми Уэмура говорил, что идёт в путь, чтобы расширить пределы человеческих возможностей. Я пытаюсь сделать то же самое.
О прогрессе: Каждая моя цель - будто храм, который я строю в своей душе. А потом осуществляю задуманное. Но я, как могу, украшаю и саму нашу землю. После каждой из моих кругосветок строил по часовне: на острове Врангеля, в Сергиевом Посаде, в Переславле-Залесском, во дворе своего дома в Москве… Запало в сердце, как в конце 80-х в путешествии на велосипедах от Дальнего Востока до Питера повсюду, где бы мы ни проезжали, видели руины церквей, спиленные кресты. Кругом - запустение и разруха. Американец, который был с нами, всю дорогу возмущался: «Такое может сотворить со своей землёй только народ-варвар!» Тогда мне нечего было ему возразить. А сейчас - есть.
Journal information